Информационные страницы » Пережить поражение вместе с ребенком.

   Никто не любит проигрывать, ни дети, ни взрослые. Однако ситуации неуспеха могут встречаться не только в спорте, но и в другой деятельности на протяжении всей жизни человека. Отношение к неудаче – важная характеристика человека. Поэтому так важно научиться не только выигрывать, но и правильно реагировать на поражение.
   В практике спорта можно часто услышать такую фразу «Не переживай, это ерунда!». Такое высказывание может отрицательно сказываться на личном опыте юного спортсмена. Любую ситуацию, вызвавшую переживание  поражения необходимо прожить эмоционально и рационально.
Иными словами после горьких слез важно извлечь опыт из проигрыша, который сделает спортсмена сильнее и взрослее.
   Спортсмену необходимо от 2–3 до 48 часов на самостоятельное переживание ситуации проигранных соревнований, надо дать возможность прочувствовать горе поражения, крах всего, состояние безнадежности. Для кого-то комфортно пребывание в одиночестве, для кого-то в присутствии других. Вот некоторые рекомендации:

·        Если ребенок хочет побыть один, предоставьте ему такую возможность.

·        Не стоит снижать значимость происходящего в надежде уменьшить переживания.

·        Забудьте о критике и замечаниях.

·        Если ребенок захочет поделиться своими переживаниями, слушая его, повернитесь к нему лицом. Важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.

·        Дайте понять ребенку, что его любят независимо от результатов игры или соревнований и т.п. Многие дети напрямую связывают свои достижения с чувствами и отношением к ним родителей, полагая, что достижения определяют любовь, ее силу.

После этого можно предложить ребенку следующие  задания, направленные на сознательную переработку ситуации поражения*:

 1. Спортсмену дается задание определить, что в данном выступлении было сделано хорошо, получилось, несмотря на отрицательный итоговый результат. Поиск удачных, положительных моментов (за что похвалить) в любом плохом выступлении дает источник мотивации и силы для преодоления.

 2. Следующим шагом спортсмену предлагается назвать 1–2 конкретные проблемы, которые на данный момент больше всего мешают выступать лучше. Это – точки приложения сил в предстоящем периоде подготовки (что нужно изменить).
3. Исключить употребление слова «не повезло». Его использование – первый шаг к следующему проигрышу. Человек, которому «не повезло», ничего не будет менять в себе, а просто будет ждать следующих соревнований, на которых, может быть, повезет больше. Ошибки всегда есть в любом выступлении.

 4. Парадоксальным, но оправданным шагом является задание разработать четкий план действий (конструктивный) на случай поражения, «что я буду делать, если опять проиграю». Для того чтобы это задание не являлось установкой на поражение, нужно разрабатывать план не самого поражения, а действий после возможного поражения.

 5. Воспитывать в спортсмене психологическое принятие ошибки, установку на то, что ошибка и ее выделение необходимы для развития. Допустил ошибки – не значит неспособен, ошибаются все. Признание своих ошибок не должно стать чем-то стыдным для спортсмена, это повод поработать, и хорошо, что есть над чем.

 

«Кто не падал, тот не поднимался»

«Победит не тот, кто сильнее, а тот, кто готов идти до конца»

Федор Емельяненко, четырёхкратный чемпион мира и семикратный чемпион России по боевому самбо

 

 

*источник: Е. Тихвинская. Психология переживания в спорте. Учебное пособие. СПб, Изд-во СПбГУ, 2007

Случайное фото
Полезные ссылки
Поиск